ФЭНДОМ

«Генетический груз» — термин, чаще всего используемый для обозначения суммы неблагоприятных летальных и сублетальных мутаций в генофонде популяции. Концепция была предложена английским популяционным генетиком Джоном Холдейном (1937) (англ. John Haldane).

Определения Править

Генетический груз — накопление летальных и сублетальных отрицательных мутаций, вызывающих при переходе в гомозиготное состояние выраженное снижение жизнеспособности особей, или их гибель.

«Вырождение» — наблюдаемое при близкородственном скрещивании ухудшение фенотипических характеристик потомства. [1]

В более строгом смысле генетический груз в популяционной генетике — это выражение уменьшения селективной ценности для популяции по сравнению с той, которую имела бы популяция, если бы все индивидуальные организмы соответствовали бы наиболее благоприятному генотипу. Обычно выражается в средней приспособленности по сравнению с максимальной приспособленностью.

Частью генетического груза является мутационный груз.

Генетический груз рассматривается, как мера неприспособленности популяции к условиям окружающей среды. Он оценивается по различию приспособленности реальной популяции — по отношению к приспособленности воображаемой, максимально приспособленной популяции.

Значение генетического груза обычно находится в интервале 0 < L < 1, где 0 — отсутствие генетического груза.

Математическое описаниеПравить

Рассмотрим ген с аллелями $ \mathbf{A} _1 \dots \mathbf{A} _n $, которые имеют среднюю приспособленность $ w_1 \dots w_n $ и частоту аллелей $ p_1 \dots p_n $, соответственно. Если мы не учитываем зависящую от частоты аллелей приспособленность, генетический груз ($ L $) может быть рассчитан по формуле:

$ L = {{w_\max - \bar w}\over w_\max}~~~~~~~~~~(1) $

где $ w_\max $ - максимальная величина приспособленности $ w_1 \dots w_n $ и $ \bar w $ - средняя приспособленность, которая рассчитывается как среднее из всех приспособленностей, умноженных на частоту соответствующего аллеля

$ \bar w = {\sum_{i=1}^n {p_i w_i}} ~~~~~~~~~~(2) $

где $ i^\mathrm{th} $ аллель -$ \mathbf{A}_i $ и характеризуется частотой и приспособленностью $ w_i $ и $ p_i $, соответственно.

Если $ w_\max = 1 $, то (1) упрощается до

$ L = 1 - \bar w. ~~~~~~~~~~(3) $

Примеры Править

Примерами генетического груза в человеческих популяциях являются аллели мутантных форм гемоглобинаГемоглобина С и Гемоглобина S.

Сноски Править

  1. Пример вырождения: Американских мормонов преследует редкое генетическое заболевание

Литература Править

  • JBS Haldane (1957). "The cost of natural selection". Journal of Genetics 55: 511-524.
  • JF Crow (1958). "Some possibilities for measuring selection intensities in man". Hum. Biol 30: 1-13.
  • Жигачев А. И. и др. К вопросу о структуре генетического груза у кошек / Сб. науч. тр. С.-Петерб. акад. ветеринар. медицины. 2000. N 132. — С. 43. Шаблон:ISSN

См. также Править

Ссылки Править