ФЭНДОМ

Иван-да-Марья — народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, всего чаще жёлтой и синей или фиолетовой.

Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, обычно упоминается инцест.

MelampyrumNemorosum1.jpg

Марьянник дубравный

Наиболее популярны два растения.

1) Иван-да-Марья, Марьянник, Брат с сестрой, Желтяница, Иванова трава и др., марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum L.) — травянистое однолетнее растение из семейства норичниковых (Scrophularineae), с жёлтыми цветами и ярко‑синими прицветниками, то есть верхними листьями всего растения. В России часто растёт по рощам и лугам, чаще в тени, по лесным опушкам; цветёт в начале лета.

2) Трёхцветная фиалка (Viola tricolor L.) (причём её третий цвет — белый — не принимается в расчет) — в её диком виде и в садовых разностях.
Значительно реже пользуются этим названием ещё 5—6 схожих растений, чаще других: живучка женевская (Ajuga genevensis L.) с бело‑пушистыми прицветниками и синими цветами, шалфей луговой (Salvia pratensis L.) — тоже с контрастом темно‑синих цветов и серо‑зелёных прицветников; иногда так называют и барвинок (Vinca minor L.), но подобные названия, как у множества (русских) растений, основаны на слишком грубом и невнимательно разобранном сходстве.

ЭтимологияПравить

Если верить сказке, название иван-да-марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню с сестрой Машенькой. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своём родстве они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской.

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:Botanics-stub Шаблон:ЭСБЕШаблон:Нет интервики

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики