ФЭНДОМ

Шаблон:Личность Кло́дия Пу́льхра Те́рция, (при рождении Кла́вдия Пу́льхра Те́рция, сменила имя на Клодия) часто упоминается как просто Клодия, иногда Клодия Мете́лла (лат. Clodia Pulchra Tertia или Clodia Metella), иногда Клоди́лла, (ок. 95 до н. э. — не ранее 44 до н. э.) - скандально известная жительница Рима I века до н. э., упоминается в произведениях Цицерона, предположительно прообраз Лесбии у Катулла.

Жизнеописание Править

Происхождение и семейное положение Править

Клодия была третьей дочерью Аппия Клавдия Пульхра, консула 79 до н. э., и Цецилии Метеллы Балеарики Младшей. В семействе Пульхров всего было пятеро детей: Клавдия Пульхра Прима (первая), Гай Клавдий Пульхр, Клавдия Пульхра Секунда (вторая), Клодия Пульхра Терция (третья) и Публий Клодий Пульхр.

В юном возрасте была выдана замуж за Лукулла, который дал ей развод около 66 до н. э. после трений с её братом Публием в Африке.

Вторым её мужем был Квинт Цецилий Метелл Целер, консул 60 до н. э. Брак их не был счастливым, поскольку Клодия подозревалась в измене с женатыми мужчинами и даже рабами. Клодия обвинялась также в пьянстве и трате денег на играх и ставках. Её муж скончался при загадочных обстоятельствах в 59 до н. э. Клодия подозревалась в том, что отравила его.

Клодия и Клодий Править

Самым близким другом Клодии был её брат, Публий Клодий Пульхр, отец будущей первой жены Октавиана, Клодии Пульхры, названной так в честь её тетки. Ходили слухи, что Клодия и Клодий состояли в преступной связи, и что он был её первым мужчиной. В 62 до н. э. произошел примечательный инцидент, о котором говорил весь Рим: в женском платье Клодия провела своего брата на Таинства Доброй Богини, происходившие в доме Цезаря. Документальную запись об этом можно прочитать в «Жизнеописании Цицерона» Леонардо Бруни Аретино. Этот эпизод описывается также в «Мартовских идах» Уайлдера.

Клодия и Катулл Править

Основная статья: Лесбия

После смерти Цецилия Метелла Клодия остаётся вдовой с приличным состоянием. Она завязывает несколько романов, в том числе, как предполагают, с молодым поэтом Катуллом, а так же, как было широко известно, с его другом, Марком Целием Руфом.

Катулл написал несколько любовных поэм. В основном они посвящены его любви к вероломной и непостоянной женщине по имени Лесбия, которую с середины XIX века принято считать Клодией Пульхрой. В настоящее время эта теория зиждется на портретном описании Клодии у Цицерона, имеющим параллели с описанием Лесбии у Катулла. Однако существует большое количество противников такого трактования, считающих, что Лесбия не имеет под собой никакого реального прототипа вообще. (Подробно о проблемах отождествления см. статью Лесбия.)

Клодия и Цицерон Править

Её роман с Целием стал известен, разразился скандал. В 56 до н. э. Клодия разрывает с Целием Руфом, после чего сразу же обвиняет его в попытке отравления. Такое обвинение могло стоить Целию жизни. В суде интересы Клодии представлял её брат, а интересы Целия — Цицерон, для которого это дело имело огромное значение, поскольку Клодий Пульхр был его злейшим политическим противником.

Защиту Цицерон построил самым жёстким образом. Сохранилась его блестящая речь в защиту Целия («Pro Caelio»). В этой речи, среди прочего, Цицерон обвиняет Клодию в разврате и пьянстве, а также в инцесте со своим братом. Одно из самых язвительных мест речи выглядит так: Шаблон:Начало цитаты …[выступать против обвинителей] мог бы ещё более энергично, если бы не хотел ссориться с мужем этой женщины… братом я имел в виду, я всегда здесь ошибаюсь. Поэтому я продолжаю с умеренностью… Хотя я никогда не предполагал, что мой долг заставит меня судиться с женщиной, да ещё с такой, о которой судачат все мужчины друг с другом. Я бы предпочел какого-нибудь другого оппонента… Шаблон:Конец цитаты

Цицерон обвинил Клодию в том, что она принесла бесчестие своей семье, а так же заклеймил её тем, что она является Медеей с Палатина. Дело в том, что жена Цицерона — Теренция — постоянно подозревала, что и сам Цицерон находится в связи с Клодией.

Клодия у Цицерона предстает родовитейшей римской шлюхой, оскверняющей своим необузданным развратом священную память великих предков, в особенности же легендарной весталки и доблестного Аппия Слепого, от лица которого Цицерон — как бы вызвав на суд его дух из царства мёртвых — возглашал, обращаясь к Клодии: Шаблон:Начало цитаты Для того ли расстроил я заключение мира с Пирром, чтобы ты изо дня в день заключала союзы позорнейшей любви? Для того ли провёл я воду, чтобы ты пользовалась ею в своём разврате? Для того ли проложил я дорогу, чтобы ты разъезжала по ней в сопровождении посторонних мужчин? Шаблон:Конец цитаты

Дело Целия Клодия проиграла. Молодой человек был оправдан. После этого нет практически никакой информации о Клодии. Известно только, что в 44 до н. э. она была ещё жива.

В современном Риме, недалеко от палаццо Корсини (район Трастевере), туристам показывают место на улице Лунгаре, где — по преданию — и жила Клодия.

Клодия в современной культуре Править

Клодия упоминается в нескольких произведениях:

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики